порядок_обжалования [НОРМАТИВКА]

Инструменты пользователя

Инструменты сайта


порядок_обжалования

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

порядок_обжалования [2020/04/10 20:46] (текущий)
admin создано
Строка 1: Строка 1:
 +Глава 24. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ В ЧАСТИ
  
 +
 +КонсультантПлюс:​ примечание.
 +
 +Части первая,​ вторая и четвертая статьи 251 подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом,​ выявленным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П.
 +
 +
 +Статья 251. Подача заявления об оспаривании нормативных правовых актов
 +
 +
 +КонсультантПлюс:​ примечание.
 +
 +Часть первая статьи 251 по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает отказ суда, в том числе Верховного Суда РФ, в принятии заявления или возвращение заявления о признании незарегистрированного и неопубликованного в установленном порядке акта органа государственной власти,​ органа местного самоуправления или должностного лица противоречащим закону полностью или в части в случае,​ если заявитель считает,​ что этот акт, как содержащий обязательные правила поведения,​ адресованные персонально не определенному кругу лиц и рассчитанные на многократное применение,​ нарушает его права и свободы,​ гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами (Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 58-О).
 +
 +
 +КонсультантПлюс:​ примечание.
 +
 +О применении части первой статьи 251 см. Определение Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 N 238-О.
 +
 +
 +КонсультантПлюс:​ примечание.
 +
 +Норма части первой статьи 251, которая наделяет прокурора правом обращаться в суд с заявлением о признании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации противоречащими закону,​ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации,​ в той мере, в какой данная норма допускает обращение прокурора в суд общей юрисдикции с заявлением о признании положений конституций и уставов противоречащими федеральному закону (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П).
 +
 +Норма части первой,​ второй и четвертой статьи 251, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации,​ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации,​ в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П).
 +
 +В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения,​ признанные неконституционными,​ утрачивают силу.
 +
 +
 +1. Гражданин,​ организация,​ считающие,​ что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти,​ органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы,​ гарантированные Конституцией Российской Федерации,​ законами и другими нормативными правовыми актами,​ а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
 +
 +2. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент Российской Федерации,​ Правительство Российской Федерации,​ законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации,​ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации,​ орган местного самоуправления,​ глава муниципального образования,​ считающие,​ что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция.
 +
 +3. Не подлежат рассмотрению в суде в порядке,​ предусмотренном настоящей главой,​ заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.
 +
 +4. Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности,​ установленной статьями 24, 26 и 27 настоящего Кодекса. В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 26 и 27 настоящего Кодекса. Заявление подается в районный суд по месту нахождения органа государственной власти,​ органа местного самоуправления или должностного лица, принявших нормативный правовой акт.
 +
 +5. Заявление об оспаривании нормативного правового акта должно соответствовать требованиям,​ предусмотренным статьей 131 настоящего Кодекса,​ и содержать дополнительно данные о наименовании органа государственной власти,​ органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, о его наименовании и дате принятия;​ указание,​ какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом или его частью.
 +
 +6. К заявлению об оспаривании нормативного правового акта приобщается копия оспариваемого нормативного правового акта или его части с указанием,​ каким средством массовой информации и когда опубликован этот акт.
 +
 +7. Подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
 +
 +8. Судья отказывает в принятии заявления,​ если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти,​ органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям,​ указанным в заявлении.
 +
 +Статья 252. Рассмотрение заявлений об оспаривании нормативных правовых актов
 +
 +1. Лица, обратившиеся в суд с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, орган государственной власти,​ орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие оспариваемые нормативные правовые акты, извещаются о времени и месте судебного заседания.
 +
 +2. Заявление об оспаривании нормативного правового акта рассматривается судом в течение месяца,​ а Верховным Судом Российской Федерации - в течение трех месяцев со дня его подачи с участием лиц, обратившихся в суд с заявлением,​ представителя органа государственной власти,​ органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, и прокурора. В зависимости от обстоятельств дела суд может рассмотреть заявление в отсутствие кого-либо из заинтересованных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания.
 +
 +(в ред. Федерального закона от 28.06.2009 N 128-ФЗ)
 +
 +3. Отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Признание требования органом государственной власти,​ органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно.
 +
 +
 +КонсультантПлюс:​ примечание.
 +
 +Положения статьи 253 по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего гражданского процессуального регулирования предполагают,​ что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа государственной власти,​ органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления,​ если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя,​ гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 244-О).
 +
 +
 +Статья 253. Решение суда по заявлению об оспаривании нормативного правового акта
 +
 +1. Суд, признав,​ что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
 +
 +
 +КонсультантПлюс:​ примечание.
 +
 +О применении частей второй и третьей статьи 253 см. определение Конституционного Суда РФ от 04.03.2004 N 73-О.
 +
 +
 +КонсультантПлюс:​ примечание.
 +
 +Постановлением Конституционного Суда РФ от 27.01.2004 N 1-П выявлен конституционно-правовой смысл частей второй и третьей статьи 253, а также установлено,​ что нормативное положение,​ содержащееся в частях второй и третьей статьи 253 во взаимосвязи с пунктом 2 части первой статьи 27, частями первой,​ второй и четвертой статьи 251 ГПК Российской Федерации,​ согласно которому признание нормативного правового акта противоречащим федеральному закону со дня принятия или иного указанного судом времени влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, - в части, относящейся к проверке нормативных правовых актов, которые в соответствии со статьей 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного судопроизводства,​ - не имеет юридической силы с момента принятия и не подлежит применению.
 +
 +
 +КонсультантПлюс:​ примечание.
 +
 +Норма части второй и третьей статьи 253, которая наделяет суд общей юрисдикции полномочием разрешать дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации,​ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации,​ в той мере, в какой данная норма допускает разрешение судом общей юрисдикции дел об оспаривании конституций и уставов субъектов Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П).
 +
 +В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения,​ признанные неконституционными,​ утрачивают силу.
 +
 +
 +2. Установив,​ что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
 +
 +3. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам,​ предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса,​ и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании,​ в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае,​ если данное печатное издание прекратило свою деятельность,​ такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании,​ в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти,​ органа местного самоуправления или должностного лица.
 +
 +4. Решение суда о признании нормативного правового акта недействующим не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.
 +
 +
 +КонсультантПлюс:​ примечание.
 +
 +О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений,​ действий (бездействия) органов государственной власти,​ органов местного самоуправления,​ должностных лиц, государственных и муниципальных служащих см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2.
 +
 +
 +"​Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации"​ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 28.12.2013) {КонсультантПлюс}
порядок_обжалования.txt · Последние изменения: 2020/04/10 20:46 — admin